Всем привет! Сегодня в нашей небольшой статье мы будем чесать языком на тему того, чем же является для маленькой инди-команды разработка визуальной новеллы – работой или хобби? Может показаться, что тут всё очевидно, ведь работа – это то, за что ты получаешь какую-то материальную выгоду (деньги, урожай, украденные с производства подшипники и т.д.), а хобби это то, куда ты вкладываешь время и деньги, получая за это только эстетическое удовольствие.

Или нет? Если вы решили, что выше я написал полную чушь – поздравляю, вы один из счастливчиков, понимающих, что работа и хобби отличаются совсем не профитами, и, как хобби может приносить баснословные деньги, так и работа может быть ненавистной и за гроши.

 

На самом же деле хобби и работа отличаются той мерой ответственности, которая лежит на вас, когда вы занимаетесь каким-то делом. Плести корзинки для себя и продавать – хобби, плести корзинки на заказ к датам, установленным заказчиками – уже работа.

Но как быть с ВН? Все работают за спасибо. Конечно, здесь я говорю о командах энтузиастов, так как если в команде часть людей получает за свою работу деньги, то для них это работа, и это факт – у них есть оплата и сроки, пусть даже это их любимое дело. Но допустим, все пашут «за идею» и за «будущую прибыль», как быть тогда?

Секрет прост: разработка ВН в команде из двух и более человек – работа. Она не может быть хобби ни при каком раскладе, если смотреть на эти термины так, как я описал выше. И выпуск новеллы возможен лишь в том случае, если работу над ней все участники идейной команды воспринимают как свою работу. В противном случае (что нам демонстрируют бесчисленные сотни дохлых рувн-проектов) игра обречена исчезнуть, ещё не появившись.

Причиной всему – та самая мера ответственности, в хобби она есть только у вас перед вами, в работе – перед вами и «тем парнем», точнее – вашей командой. Каким бы увлечённым на первых порах не был коллектив, энтузиазм имеет свойство угасать со временем, а дальше либо все понимают, что «делать надо»(2-3% коллективов), либо команда разваливается (все остальные).

Человек – существо стадное и социальное, делая что-то в коллективе, нам свойственно тянуться за ним, этот стадный инстинкт или чувство толпы столь сильно влияет на нас, что обыгран и в поговорках («за компанию и жид удавился») и в уголовном кодексе (совершённые группой лиц преступления караются строже). Соответственно, если весь коллектив «топит за идею», то работа идёт споро у всех, но поскольку команды обычно распределённые и сидят кто где, то эффект очень легко слабеет до нуля, отчего некоторые личности могут начать шланговать. Их можно и нужно пинать и мотивировать, но если в работу вновь не включатся они, то шланговать постепенно начнут все остальные (и хорошо, если запал сохранит хотя бы организатор). Результат, как говорится, немного предсказуем.

И если изначально относиться к проекту именно как к хобби – такой вариант более чем вероятен, и избежать его если и возможно, то очень трудно. Гораздо рациональнее будет сразу понять, что проект – это трудно, надолго и для всех. И либо не начинать, либо сразу воспринимать разработку игры как ответственный рабочий проект, премия за успешное выполнение которого – известность, прибыль, что там ещё дают? А штраф за невыполнение – испорченные нервы, потерянное время и, возможно, обилие срача и потеря друзей, если проект вы начинали с ними.

В самом деле, если сценарист относится к своей части как к хобби, то увидеть сценарий целиком вы сможете только в мечтах, если художник – то получите полсотни концептов, набросков и эскизов, но ни одного готового фона или спрайта, программист – и у вас будет игра с тысячей фич и десятью забитыми в код игровыми минутами из пяти часов геймплея. Список можно продолжать, но суть, полагаю, ясна.

Какое лекарство от такого «хоббистского» подхода? Да хрен его знает. Наверное то же, что и в других делах – не связывайтесь с идиотами, а если они хорошо маскировались, то сливайте сразу при выявлении и ищите замену. Увы, иногда спастись не удаётся, но жизнь вообще штука непростая.

Хотя одну закономерность, пожалуй, можно выделить – если после косяков человек не начал исправляться и начал отмазываться, то он яркий представитель вышепредставленной касты, таких вам не надо.

Желаю надёжных и ответственных членов команды и просто хороших друзей!